Вечно живой эликсир бессмертия

Вечно живой эликсир бессмертия

Когда человек впервые захотел стать бессмертным?

Скорее всего, с того момента, когда стал задумываться о жизни, смерти и об устройстве мира.

А пожелав бессмертия, стал искать средства и способы его достижения.

 

 

Цветок, гробницы и чеснок

 

Первое письменное упоминание о поисках бессмертия было 5000 лет тому назад в древнешумерском эпосе о Гильгамеше. После долгих странствий герой нашёл цветок, дающий вечную жизнь. Это было в духе знаний того времени. Первые лекарства изготовлялись, в основном, из растений. Логично было поискать и свойство бессмертия в каком-то из растительных форм. Возможно, миф о цветке бессмертия - фантазия безвестного автора. Но представляется более вероятным другое. Какие-то попытки найти эликсир бессмертия путём экспериментирования с ингредиентами различных растений в Шумере были. И эпос отразил эти попытки. Поскольку результат получен не был, шумеры оставили в дальнейшем эту идею. Через несколько сотен лет в Вавилоне, который наследовал культуру Шумера, уже не упоминают о бесплодных поисках бессмертия.

 

Следует различать идеи бессмертия и продления жизни. В Египте не занимались поисками бессмертия. Вместо этого там очень серьёзно готовились к потустороннему миру. Фараоны напрягали ресурсы всей страны и строили гигантские пирамиды-гробницы. Брали с собой всё, что могло пригодиться в загробной жизни. Во всей стране процветал культ гробниц. Любой, кто обладал возможностью, строил себе ещё при жизни гробницу, кто большую, кто маленькую. Тем не менее на тот свет не спешили. Для продления жизни египтяне употребляли в больших количествах чеснок. А фараон Рамзес II советовал в целях продления жизни жевать табак. Сам, благодаря этому средству, якобы дожил до 95 лет.

 

На другом конце света, около 4 тыс. лет назад для увеличения продолжительности жизни тибетские врачи рекомендовали ежедневно принимать по несколько капель алкоголя, настоянного на чесноке. Современная наука, кстати, подтверждает целебные свойства чеснока. А вот к табаку это вряд ли относится. Не все были оптимистами, некоторые народы считали, что продолжительность жизни предопределена с рождения, и изменить её невозможно. Однако и тут существовали свои хитрости. Например, ассирийцы полагали, что человеческая жизнь увеличивается на количество времени, которое человек провёл на рыбалке, поскольку время, проведённое с удочкой в руках, не засчитывается в общую продолжительность жизни, отмеренную богами.

 

За такими практическими заботами поиски эликсира бессмертия надолго прекратились. Но миф о цветке бессмертия продолжал жить. Около 1000 г. до н.э. цветочная тема опять начнёт благоухать в эпосе Индии. По современным научным представлениям культура древней Индии испытала на себе сильное шумерское влияние, и, разумеется, миф о Гильгамеше был там известен. Возможно поиски эликсира бессмертия под его влиянием в Индии возобновились. Но эти попытки, кроме нескольких упоминаний, не оставили о себе никаких следов.

 

 

Терракотовые пилюли

 

А вот спустя 800 лет документально и очень подробно была зафиксирована настойчивая попытка добиться бессмертия. Произошло это в Китае в III в. до н.э. Китайский император Цинь Шихуанди, который объединил ранее самостоятельные царства, был личностью выдающейся. Кроме создания империи, он вошёл в историю, начав строительство Великой китайской стены. Шихуанди был невероятно честолюбив. Он обладал колоссальной властью; у него было всё, что могло быть у человека 2000 лет назад. И терять всё это совершенно не хотелось. Император возжелал жить вечно. Шихуанди твёрдо верил в загробный мир. При жизни он стал строить себе даже не гробницу, а целый подземный город с целой армией в 10000 глиняных воинов, которые должны были ожить и помочь справиться со всеми возможными трудностями загробного мира. При строительстве этого города были напряжены ресурсы всего государства. Чтобы воины ожили, они должны быть полностью похожи на людей. Каждый воин был скульптурой, полностью повторяющей чьи-то реальные черты. То же самое было с лошадьми, домашними животными и многочисленной императорской прислугой.

 

Однако строительство подземного города был вариант запасной. Основным же вариантом являлось вечное царствование. Для поиска цветка бессмертия, упомянутого в индийском и шумерском эпосе, была снаряжена морская экспедиция. Она ничего не нашла и, страшась гнева императора, назад не вернулась. Тогда Шихуанди мобилизовал все научные силы. По всей стране искали травы, пытаясь методом проб и ошибок сделать эликсир бессмертия. Учёные штудировали все подряд древние книги, пытаясь найти там любые намёки на рецепт эликсира. В древних книгах было множество рассуждений о старении, но ничего такого, что могло бы помочь императору. В те времена считалось, что даосские монахи владеют тайной вечной жизни. Однако и монахи ничего сделать не смогли. Шихуанди объявил своим придворным, что собирается жить вечно, и так сумел внушить эту мысль, что почти месяц после его смерти боялись объявить о ней. Мёртвый император сидел на троне. На всякий случай, вдруг воскреснет.

 

 

Вино, кровь...

 

В древней Греции проблема продления жизни впервые стала изучаться с научной точки зрения. Первую научную гипотезу находим у Гераклита (конец VI - начало V в. до н.э.). Им старение объяснялось как потеря внутреннего тепла и влаги. Это была весьма прогрессивная гипотеза, созвучная некоторым современным о накоплении ошибок в организме. У Гиппократа (460-377 гг. до н.э.) в «Афоризмах» и других работах для сохранения тепла и влаги рекомендовались диета, умеренные физические упражнения, массаж, водные процедуры. С ним были солидарны Цельс и Асклепиад. Эрасистрат рекомендовал своё средство продления жизни - три капли хорошего вина добавлять в пищу, даже в молоко. На основании таких воззрений в Древней Греции зародилась герокомия (или герокомика) - достижение здоровой старости с помощью умеренности. Во II в. н.э. врач Гален утверждал, что старость не заболевание, а состояние организма, когда в нём происходит нарушение равновесия, пограничное состояние между больным и здоровым организмом. В Древнем Риме продолжили греческие традиции, но для омоложения использовались и необычные методы, например старики бросались на арену после окончания боёв гладиаторов, чтобы умыться молодой кровью поверженных.

 

 

...и философский камень!

 

В античном мире параллельно с идеей продления жизни в основном медицинскими средствами вновь продолжились поиски бессмертия. В V в. до н.э. в Египте зародилась идея алхимии и философского камня. Философскому камню как началу всех начал приписывали свойство превращать в золото свинец и ртуть. Но, что ещё даже более важно, в растворённом виде камень излечивал все болезни и даровал вечную молодость. Собственно, от философского камня, который также назывался квинтэссенцией, великим или жизненным эликсиром, и пошло современное понятие «эликсир бессмертия». Основателем алхимии считается Гермес Trismegistus (по-гречески «трижды величайший»).

 

Гермес Trismegistus в древней Греции считался богом Гермесом, в Египте богом Тотом, в христианские времена его сделали человеком. В реальности он, скорее всего, не существовал, а его труды принадлежат неизвестным теперь авторам и рождались постепенно, где-то начиная с V в. до н.э. Зато сейчас известно, кто теоретически обосновал существование алхимии. Это было сделано греческими философами Платоном и Аристотелем.

 

Согласно учению Платона, Вселенная была создана Демиургом из одухотворённой Первичной материи. Из неё он создал четыре элемента: огонь, воду, воздух и землю. Аристотель добавил к четырём элементам пятый - квинтэссенцию. Слово это латинское, сам Аристотель его не использовал: квинта означает пять, эссенция - сущность, то есть пятая сущность. Аристотель утверждал, что эта сущность является началом всех начал и может изменять остальные четыре. Алхимия существовала не одно столетие, но впервые как термин встречается в рукописи Юлия Фирмика, астролога IV в. Тогда же утверждение христианства в качестве государственной религии Римской империи привело к гонениям на алхимию, пронизанную языческой мистикой и, с точки зрения церкви, являющуюся ересью. Гонениям подвергалась не только алхимия, а любая научная мысль, не связанная с христианством, разрушались древние академии, сжигались бесценные рукописи.

 

В 529 г. римский папа Григорий I запретил чтение древних книг, занятие философией и даже математикой. Ну и, само собой, за интерес к алхимии можно было поплатиться жизнью. На некоторое время алхимия в Европе практически умерла. Зато она продолжала жить у арабов, которые сохранили и перевели все сохранившиеся труды как алхимиков, так и греческих философов. Наиболее известными учёными исламского мира, касавшихся проблемы продления жизни были Гебер (VIII-IX вв.), Аль-Рази (850-923) и Авиценна (Ибн Сина) (980-1037). В средневековой Европе новый интерес к алхимии и философскому камню возникает уже в середине Х в. К тому времени христианская церковь смягчила свою непримиримую позицию в отношении алхимии. Церковь официально признала труды Аристотеля, соответственно и пятую сущность, философский камень и алхимию. Последняя стала разделяться на чёрную (языческую или дьявольскую) и белую (христианскую) магию.

 

 

Мясо змеи, дыхание девушки

 

В период с Х по ХVII в. алхимией занимались известные учёные, оставившие след в европейской науке. Например, Альберт Великий, создатель работы «О металлах и минералах», и Роджер Бэкон (1214-1294), написавший «Могущество алхимии» и «Зеркало алхимии». Бэкон считал, что короткая жизнь не норма, а отклонение от неё. В частности, для продления жизни он рекомендовал золото, ладан, жемчуг, змеиное мясо, дыхание девушек. Несмотря на декларируемое могущество алхимии, конечно же, никто философский камень так и не получил. Соответственно, никто не стал бессмертным. Однако легенда о нём жила очень стойко.

 

Известный предсказатель Нострадамус пытался найти эликсир бессмертия как изучением древних текстов, так и путём экспериментов и даже составил свой рецепт. Этот рецепт предсказателю не помог, и Нострадамус умер в положенный природой срок. Чуть позже, на рубеже XVII-XVIII вв. умерла и сама алхимия как наука, уступив место науке настоящей. Впрочем, лебединую песню ей в начале XIX в. спел не кто иной, как поэт Гёте, который безуспешно искал рецепт квинтэссенции в старинных алхимических книгах.

 

 

Утомленные клетки

 

Наука о старении, как и любая другая наука долго, была в младенческом состоянии периода накопления информации. Первый печатный труд Gerontocomia, 1489 г., сделавший науку о старости особым предметом, принадлежит итальянскому анатому Зерби. Именно 1489 г. можно считать условным началом научного периода в поисках средств продления жизни. Уже в XVII в. учёным стало ясно, что бессмертия путём создания философского камня получить не удастся. Однако никакой альтернативы наука предложить не могла очень долго.

 

В этот период все научные достижения в области продления жизни ограничивались составлением таблиц смертности и их изучением, разработкой методов их обработки и математической статистикой. Первая такая таблица была составлена в 1629 г. Англичанином Джоном Граунтом. Составлению таких таблиц отдавали дань известные учёные Лейбниц и Лаплас. Родилась наука демография, изучающая математические закономерности рождения и смертности.

 

Развитие же биологии и медицины долго шло параллельно само по себе, их достижения довольно долго никак не отражались на проблемах старения и бессмертия. Геронтология как наука о старости очень долго мало чем отличалась от гериатрии - медицинской науки о стариках и о старческих болезнях. В начале развития геронтология ограничивалась наблюдением, набором естественных рекомендаций для более долгой жизни, собственных теорий было мало. Однако они всё же имелись. Английский астроном Эдмунд Галлей в XVII в. не только изучал продолжительности жизни на основе таблиц смертности, но и выдвинул первую после античных времён более или менее научную гипотезу о причинах старости.

 

В XIX в. положение стало меняться. Английский врач Э. Дарвин, дед знаменитого биолога, выдвинул гипотезу, по которой старение представляет собой «истощение жизненной раздражимости» и рассматривается как необратимое утомление клеток. Первая осознанная чёткая математическая модель старения была создана в 1825 г. Б. Гомперцом. Она до сих пор наиболее точно описывает смертность человека и большинства других организмов. Один из основоположников генетики немец Август Вейсман выдвинул гипотезу, что механизм старения выработался в процессе эволюции как некий способ очистки вида от старых особей. В XIX в. в связи с бурным развитием медицины появилась теория, что старение - это болезнь, и что эту болезнь можно вылечить. Теория, как ни странно, существует до сих пор, и её отстаивает часть медиков, хотя учёные-биологи над ней откровенно смеются.

 

В конце XIX в. Мечниковым (1845-1916) была выдвинута первая геронтологическая теория в России. Учёный полагал, что старение идёт за счёт кишечных бактерий, которые отравляют организм. Согласно современным представлениям теория более чем наивная. У многих животных и тем более растений кишечника нет, но они стареют. Естественно, что попытки Мечникова продлить жизнь успеха не имели. В самом конце XIX в. начались эксперименты по пересадке семенников животных старым людям. Французский физиолог Ш. Броун-Секар в 1889 г., когда ему был 71 год, доложил Парижской Академии наук об опыте, проведённом на самом себе. Учёный после опытов на животных вводил себе инъекции вытяжки из семенников собак и кроликов и утверждал, что помолодел на 30 лет. Эти опыты вызвали целую волну последователей. Австрийский хирург О. Штейнах (1861-1944) стал практиковать пересадку семенников животных. Русский хирург С. Воронов (1866-1951) стал пересаживать семенники человекообразных обезьян. Первые полученные результаты вызвали большой энтузиазм. Имел место явный омолаживающий эффект. Однако эксперименты зашли в тупик. Полученный эффект оказывался кратковременным и не приводил к увеличению общей продолжительности жизни. Организм быстро возвращался к естественному состоянию. А вот чуть позже метод «клеточной терапии» швейцарского врача П. Ниханса (1882-1971), использовавшего тканевые экстракты (в том числе эмбриональные) для омоложения, был гораздо более успешным и используется до сих пор. К этому методу прибегли многие известные люди, например римский папа Пий XII и Уинстон Черчилль.

 

Благодаря Мечникову, в начале ХХ в. Россия выдвинулась в число лидеров геронтологии. А во времена СССР на некоторое время и вовсе стала единоличным лидером. Это объяснялось тем, что атеизм стал официальной идеологией, о загробной жизни старались даже не упоминать, а верхушке коммунистической партии во главе с товарищем Сталиным пожить хотелось подольше. Впервые в мире в Киеве была организована сначала геронтологическая лаборатория, потом на её базе и институт. Однако потом в биологии в СССР наступил период мракобесия и гонения на «буржуазных генетиков». Это отразилось и на геронтологии, которая почти 30 лет топталась на месте. Впрочем, особых достижений не было и на Западе. Геронтология накапливала информацию, изучала пожилых людей, постепенно рождала различные теории. Настоящий бум геронтологии в связи с развитием генетики и биологии начался в конце 50-х гг. ХХ в., в СССР несколько позже. В конце 60-х гг. в СССР от геронтологии отпочковалась новая наука - иммортология - наука о бессмертии.

 

Первым мировым учёным-иммортологом стал молодой биолог Л.В. Комаров. В 1974 г. он выпустил призыв к человечеству, своего рода манифест нового движения: «Когда возникает эпидемия, всё мобилизуется с ней на борьбу. Тогда перед учёными встаёт вопрос о возможной доле участия в спасении гибнущих. Сейчас ситуация совершенно такая же: кругом гибнут люди, умирают все! И в какой степени допустимо в этих условиях тратить деньги и силы на изучение явлений, которые не грозят нам гибелью и которыми мы могли бы заняться после того, как будет решена проблема номер 1 - сохранение человеческих жизней, ныне убиваемых старением?» Комаров активно боролся за создание международной программы поиска средств радикального продления жизни. Его призыв услышан не был. В СССР учёный воспринимался почти как диссидент. За рубежом ему присвоили звание почётного академика, но на родине это мало что значило. Комаров умер, так и не дожив до признания своих идей.

 

Однако иммортология постепенно развивается, и на данный момент признана как самостоятельная наука. Некоторое время в 70-х и 80-х гг. с иммортологией пыталась конкурировать ювенология - наука о вечной молодости. Но сейчас об ювенологии никто не вспоминает. С конца 70-х гг. прошлого века начались первые серьёзные попытки получить средства радикального продления жизни. Начался современный этап, который продолжается по настоящее время.

 

 

Фабрика смерти и жизни

 

Существуют более 500 гипотез о природе старения. Их можно разделить на четыре группы. 1-я утверждает, что старение запрограммировано; 2-я группа объединяется идеей, что смерть наступает в результате накопления ошибок. Наиболее известная гипотеза из этой группы - теория свободных радикалов, созданная в СССР академиком Эммануэлем. 3-я группа гипотез считает, что старение - болезнь, которую можно лечить. 4-я группа объединяет все остальные теории, по большей части не слишком серьёзные. На запрограммированность старения указывают множество факторов. Ряд животных обладают программой смерти, например бабочка однодневка, которая погибает сразу же после завершения размножения. Во флоре это тоже хорошо выражено у однолетних растений. На наличие программы смерти указывает и множество других фактов. Что касается накопления ошибок в организме, то против этой теории есть серьёзные возражения. Во-первых, культуры одноклеточных организмов, точно так же как и раковых клеток, теоретически бессмертны. Происходит это потому, что в этих клетках существуют мощные механизмы исправления возникающих ошибок. Такие механизмы есть и у человека, только под старость они дают сбои.

 

Всё это как раз и может объясняться реализацией программы смерти. В США в работах Института Стрипса проанализированы гены человека в возрасте от 9 до 90 лет. Показано, что ряд генов серьёзно изменяется в течение жизни. Найдены гены-контролёры, которые устраняют ошибки. Если они работают нормально, то ошибки сразу устраняются, если же нет, то лавинообразно возрастают, что в конечном виде проявляется во внешних признаках старения.

 

В геронтологической науке широко известны опыты Л. Хейфлика с человеческой культурой клеток, которые после 50-70 делений деградируют и погибают. Ещё в 1971 г. советский учёный А. Оловников предположил, что при делении происходит укорачивание ДНК и что в половых клетках должен присутствовать фермент, блокирующий такое укорачивание. Это предположение подтвердилось несколько лет назад после открытия в США В. Райтом теломеразы и механизма её действия. Теломераза ответственна за восстановление особых молекулярных структур - теломеров, благодаря которым при каждом делении происходит укорачивание ДНК. Последнее в конечном итоге ведёт к старению клеток. Всё это и есть клеточная программа смерти. Обнаружив ген, ответственный за воспроизводство теломераз, учёные перенесли его в три вида старых клеток и добились того, что те продолжили деление, по всем параметрам став молодыми. Надо ли говорить, насколько важно это открытие! Человек - это настоящая фабрика смерти. Ежедневно в нём умирают миллионы клеток и заменяются другими. Через несколько лет организм полностью обновляется. Но с каждым разом такое обновление проходит всё хуже и хуже. Конечно, программа старения раскрыта далеко ещё не до конца и только на клеточном уровне, но продолжение исследований обещает хорошие перспективы.

 

Ещё один очень важный шаг в раскрытии программы смерти - открытие генов старения у некоторых животных: мух, мышей, некоторых червей и др. У мышей и мух дрозофил имеются как долгоживущие, так и короткоживущие линии. Последние возникают из-за мутации одного гена, который во многом ответствен за осуществление программы смерти. Есть надежда, что такой ген, а скорее всего, группа генов в недалёком будущем будет открыта и у человека. Вероятность этого резко возросла после недавней расшифровки генетической структуры человеческой хромосомы. Теперь предстоит кропотливая работа по определению, за что отвечает каждый человеческий ген. В недалёком будущем её анализ позволит приблизиться к пониманию процессов, протекающих в организме, в том числе развития и смерти. После этого вероятность расшифровки механизма старения существенно возрастёт. Соответственно возрастёт и вероятность создания средств радикального продления жизни.

 

 

«Зациклить», морозить, клонировать!

 

Вообще, рубеж XX-XXI вв. богат на сенсационные открытия в области геронтологии и иммортологии. Ещё одно такое открытие - опыты московского учёного Исаева. Ему удалось получить практически бессмертные растения. Опыты по радикальному продлению жизни растений велись в СССР с 20-х гг., но известны только узким специалистам. Тем не менее некоторым видам растений удалось продлить жизнь в десятки раз, например агаве мексиканской. Эти опыты намного опередили своё время, но не имели продолжения, поскольку результаты были получены на специализированных растениях, обладающих особым механизмом старения. На других же подобные результаты не достигались. Исаеву удалось путём манипуляций с фитогормонами получить «зацикленные» вечнозелёные каштан, клён и картофель. От обычных зацикленные растения отличаются тем, что развитие их застопорено и переведено в особое состояние: они не растут, не дают плодов, не желтеют и соответственно не стареют. В принципе, такой же механизм зацикливания возможен и для человека, хотя от растения к человеку путь пройти предстоит ещё очень немалый.

 

Есть и другой способ добиться бессмертия - криогенное замораживание в жидком азоте (или гелии) на момент клинической смерти, когда окончательная смерть не наступила и ещё можно будет вернуться к жизни после изобретения эликсира бессмертия. На данный момент центры замораживания существуют в США, Великобритании, Франции и Японии. Ведущий лидер тут американский фонд «Алкор». Несколько лет назад криогенное замораживание появилось и в России. Но оно остаётся довольно дорогой процедурой. Размораживать людей пока не научились. Когда-нибудь проблема будет решена, пока же попытка разморозить приведёт к необратимой смерти. Впрочем, замороженным уже торопиться некуда.

 

Не так давно появилась возможность для значительного увеличения жизни путём использования клонирования. В конце 1997 г. родилась всемирно известная овечка Долли. Потом последовали клонированные мыши, телята, свиньи и др. Есть достижения и в клонировании отдельных органов. Например, японцу Макатои Ассима из токийского университета удалось клонировать глаза и уши лягушки. А в декабре 98-го корейский учёный Ли О Юн получил путём пересадки ядра клетки женщины-донора генетически ей тождественную клетку, которая тут же начала делиться. После образования зародыша из четырёх клеток опыт прервали по моральным соображениям. Если бы он был доведён до конца, то родился бы абсолютный двойник женщины, но только в более молодом возрасте. Позднее в США был проведён аналогичный эксперимент. С помощью клонированных органов в самой ближайшей перспективе реально значительно продлить жизнь. Ведь при этом отсутствует реакция отторжения, которая делает крайне затруднительным трансплантацию чужих органов. В принципе, заменить можно всё, кроме мозга, а мозг стареет значительно медленнее всех прочих частей организма.

 

Совсем недавно обнаружено существо, которое возможно является потенциально бессмертным. Им оказалась медуза Turritopsis nutricula, особенность которой состоит в том, что после размножения с ней происходят процессы, возвращающие её на «детскую» стадию развития. Если на медузу не будут воздействовать никакие внешние факторы, способные привести к её смерти, то цикл взросления и возвращения «в детство» будет продолжаться бесконечно. Изучение Turritopsis nutricula поможет глубже проникнуть в проблемы старения, а полученные данные применить к созданию эликсира бессмертия.

 

Таким образом, человечество стоит на пороге раскрытия механизма старения, которое может состояться в любой момент. Как прожить подольше и, возможно, дождаться создания эликсира бессмертия - это тема для отдельного разговора. Строго говоря, открытие средства против старения не означает истинного бессмертия, существует ещё проблема избыточной информации, которую может вместить человеческий мозг. Рано или поздно он будет переполнен, и тогда непонятно, как он себя поведёт. То ли будет сбрасывать произвольно давнюю информацию, то ли выйдет полностью из строя. Но, по самым осторожным оценкам, ресурсов мозга хватит минимум на несколько тысячелетий. Так что это проблема далёкого будущего.

 

Сергей Бодров