Как отличить аристократа от пролетария

Как отличить аристократа от пролетария

Какие черты внешности и привычки выдают в вас аристократа или пролетария

 

Одним из основных отличий культуры среднего от культуры рабочего класса считается то, что в детях среднего класса поощряется стремление отличаться от других, гордиться своей индивидуальностью, вырабатывать собственный уникальный стиль во всем. Культура рабочего класса придает большее значение солидарности и демонстрации членства в группе.

 

Одни стремятся отличаться от других, другие рады слиться с группой. Это проявляется не только в выборе одежды, но также в выборе лингвистических конструкций, готовности использовать чужие слова вроде цитат из рекламы, мемов или поговорок или, наоборот, в отказе от них, в претензии на то, что и речь, и мышление говорящего уникальны и совершенно нешаблонны.

 

 

Символы классового статуса

 

Главное в управлении впечатлениями о своей классовой принадлежности — умение сделать вид, что вы вовсе не пытаетесь ими управлять. Впечатление, которое произведено, несмотря на видимое нежелание его производить, самое сильное. Худшее, что может случиться, — быть пойманным на том, что вы стараетесь сойти за кого-то, кем на самом деле не являетесь (знаменитостью, с которой имеете отдаленное свойство, звездой гламура из женского журнала). При покупке дорогих сумок размер эмблемы будет отрицательно коррелировать с доходами покупателя. Как показало одно остроумное исследование, чем выше доход, тем меньше эмблема; самые богатые предпочтут, чтобы ее вообще не было заметно. Самые крупные эмблемы обычно встречаются на контрафакте.

 

Эмблема известного производителя должна быть поэтому отпорота сразу после покупки вещи (а если она не поддается отпарыванию, вещь не должна быть куплена). Если одежде вообще разрешают как-то сигнализировать о классовой принадлежности владельца, она должна делать это за счет кроя и материала, не бренда. У настоящего представителя высшего класса есть собственный портной. Из перенесения сигнальной функции на материалы следует безоговорочное отвержение дешевых и устойчивых синтетических тканей в пользу хлопка, льна или шерсти. Роли «естественности» в классовом символизме посвящено много страниц в прекрасной книге Пола Фассела «Класс: путеводитель по американской классовой системе».

 

В целом чем выше в классовой иерархии, тем больше значения придается атрибутам, относительно которых вообще невозможно сказать, обязаны ли они своим происхождением усилиям индивида или являются подарком судьбы, но которые в любом случае являются привлекательными и вызывающими зависть, например физическое здоровье.

 

В экономически развитых странах индекс массы тела демонстрирует устойчивую отрицательную корреляцию с доходами, которая доходит до минус 0,6 для белых женщин в США. Частота посещения дантиста раз в год указывает на хорошее состояние зубов, раз в полгода означает вероятные проблемы, как и более редкие визиты.

 

Важно не столько то, в чем вы окажетесь, например, в ресторане (если отбросить совсем уж экстремальные варианты вроде купальника), сколько то, будет ли по вам видно, что вы регулярно бываете в таких местах и знаете, как себя в них вести. И не стоит публиковать селфи на фоне Эйфелевой башни: может создаться впечатление, что вы, во-первых, хотите похвастаться, во-вторых — тем, что побывали в Париже, в посещении которого для среднего класса нет ничего необычного.

 

 

Решеточность культуры и внешность

 

Общей чертой существующих сейчас статусных культур высшего среднего класса в западных обществах является их низкая «решеточность» — свойство, описанное впервые антропологом Мэри Дуглас. Решеточность означает поддержание жесткой классификационной сетки, отличающей категории индивидов (мужчин от женщин, старших от младших) и ситуаций (официальная и неофициальная, рабочая и семейная). В высокорешеточной культуре мужчина всегда одет и подстрижен иначе, нежели женщина, дома одет иначе, чем на работе, а в торжественный момент иначе, чем в рутинный. Пол Фассел заметил, что в Америке самой точной шкалой для измерения социального статуса будет дистанция между домашней и парадно-выходной одеждой: высший средний класс одет всегда примерно в одно и то же, а пролы ходят дома в тренировочных штанах, а по торжественным случаям надевают костюм, в котором чувствуют себя отчаянно неуютно.

 

Важно отметить, что низкорешетность статусной культуры высшего класса не универсалия. Культура европейской аристократии на протяжении столетий была высокорешеточной. Гостя у друзей, Берти Вустер должен был переодеться как минимум четырежды за день. Однако уже в 1930-е годы ритуал обязательных переодеваний к обеду и ужину отошел в прошлое, и везде, кроме разве что нескольких королевских дворов, похоронного бизнеса и консервативных банковских кругов, восторжествовала другая модель, стирающая границы между ситуативными приличиями, а также между тем, что прежде маркировало различия между категориями людей, например мужчинами и женщинами. Длинные волосы у мужчин и короткие у женщин, смещения от традиционных «девчачьих» цветов женской гаммы (розовый, белый, нежно-голубой) к более холодным «мужским» тонам или агрессивному хаки, стирание жесткой границы между мужскими и женскими предметами гардероба (например, выход высоких женских каблуков из повседневного обихода) и от жесткого разделения между мужскими и женскими видами работы и отдыха — все это было частями одного процесса стирания традиционных классификаций.

 

Интересна в этом контексте судьба растительности на лице мужчин. В России, как и, видимо, во многих других странах, усы, явно демонстрирующие принадлежность к мужскому полу, являются атрибутом высокорешеточной культуры. При этом борода распространилась среди носителей предельно низкорешеточной статусной культуры. Свойство бороды подчеркивать оппозицию между свободными художниками и служащими, клерками, которым корпоративный дресс-код на протяжении XX века запрещал ношение бород, перевешивает ее способность символизировать мужественность. То же общее правило будет касаться этикетных правил обращения с представителями разных категорий: чем выше, тем они будут более унифицированными. Исключена возможность, когда мужчины приветствуют мужчин одним образом, а женщин — другим.

 

К ужасу учительниц литературы, женщины, считающиеся воплощением аристократизма, обильно употребляют обсценную лексику, традиционно ассоциируемую с маскулинностью (вспомните Фаину Раневскую). Но надо помнить, что матерные слова должны использоваться только в их прямом значении, не как междометия, а то подумают, что у вас маленький словарный запас, и на трезвую голову — иначе создастся впечатление, что вы сами их стесняетесь. Несколько парадоксальным образом принятие идеологии, нивелирующей гендерные различия, является удобным инструментом проведения классовых границ, позволяющим женщинам среднего класса чувствовать себя интеллектуально выше женщин, стоящих ниже в социальной иерархии, и с чистой совестью исключать их из своего круга общения, если те отказываются быть просвещенными.

 

 

Тест: герцог вы или пролетарий

 

Подражание аристократам — одна из особенностей поведения нуворишей. Однако жесткое самоограничение, которое лежит в основе аристократического этикета, делает стремление к аристократизму труднореализуемым.     Жизнь французских аристократов подробно описана в произведениях Рене де Шатобриана и Марселя Пруста. "Отец вставал в четыре часа утра,— пишет Шатобриан,— в любое время года и шел будить слугу. Он выпивал немного кофе около пяти утра и работал в своем кабинете до 11.30. Мать и сестра завтракали каждая у себя в комнатах. В 11.30 раздавался звонок колокольчика — сигнал, что необходимо готовиться к обеду. Обед подавали в полдень в столовой, на стенах которой висели портреты наших предков. После обеда мы обычно оставались за столом около часа и беседовали. Летом мы отправлялись на прогулку, отец шел осматривать огороды или на рыбалку. Зимой — на охоту. Мать уходила молиться в часовню. В восемь часов подавали ужин. В хорошую погоду вечер мы проводили на открытой веранде, смотрели на закатное небо, отец обычно сидел с ружьем и стрелял выпархивающих из гнезда сов. В десять вечера мы расходились по комнатам и ложились спать".        

 

Современные аристократы, живущие в фамильных замках — а таких сегодня около трех тысяч,— придерживаются именно такого распорядка дня. Только день их наполнен иным — они заняты работами по дому и саду. Многие, чтобы как-то свести концы с концами, открыли в замках музеи или отели для туристов. В отличие от предков современные аристократы не считают труд зазорным. А когда посетители принимают их за прислугу, они лишь вежливо улыбаются: быть, а не казаться — основополагающий принцип их жизни.

 

 

Аристократы — скромные ребята

  

Принцип "быть, а не казаться" проходит красной нитью через весь аристократический этикет. Аристократ безразлично относится к одежде, предпочитая в повседневной жизни залатанный свитер и потертые вельветовые брюки. Он с легкостью наденет клетчатую рубашку, столь презираемую за американское происхождение французскими чиновниками и буржуа. Гардероб аристократа в идеале представляет собой 12 скромных одинаковых костюмов — и пристойно, и не нужно затруднять себя выбором. Женщины, как правило, носят скромную белую блузку и невзрачную юбку. Аристократы с брезгливостью относятся к декольте — этому типичному проявлению буржуазной чрезмерности.        

 

Еще недавно характерным признаком следующего аристократическим традициям мужчины были зачесанные назад волосы. Однако в последнее время это требование перестало носить обязательный характер.        

 

Гораздо более жестким является ограничение на выбор автомобиля. Французский аристократ никогда не станет владельцем "Мерседеса", который считается вульгарным атрибутом нуворишей и добившихся успеха мещан. Тем более аристократ никогда не сядет в stretch, то есть удлиненный с помощью вставки стандартный автомобиль. Максимум, что допускается из иномарок (и то только в Северной Франции),— это Saab и Volvo.        

 

Поскольку основное правило аристократа — "покупай французское", то, разумеется, самые популярные в их кругах марки — Renault и Peugot. Причем в отличие от большинства французов аристократы предпочитают подержанные машины.        

 

Культ сдержанности и умеренности распространяется и на еду. "Мы не наедаемся, а едим",— любят повторять представители древних родов. Знаменитая формула "из-за стола нужно вставать немного голодным" — это не рецепт современных диетологов, а стандарт аристократической жизни. Переполненный желудок, с точки зрения дворянина, атрибут простолюдина.        

 

В одежде внешнему и броскому противопоставляются неброские серые и синие тона. Но настоящий аристократ никогда не станет одеваться в тон; два цвета всегда будут разбиты третьим. Аристократ не будет слишком уж аккуратен — часами стоят перед зеркалом только кухаркины дети.        

 

Исторически обусловленные виды деятельности — морская торговля и разведение породистых лошадей — определили традиционные декоративные элементы. Шелковые платки "Эрмес" или платья от Диора зачастую украшаются изображениями сбруй или якорьками. Однако буржуа, стремившиеся во всем подражать аристократам, вульгаризировали и их, поэтому современные аристократы покупают одежду с морской или конской символикой не так уж часто.   

 

 

Аристократ аристократу друг, товарищ и брат

 

Внешне богатый аристократ никак не отличается от бедного. Умение не показывать уровня своего достатка воспитывается в отпрысках знатных семей с детства. Аристократы узнают друг друга не по одежке, а по манере себя держать и говорить.        

 

Аристократический язык отличается от расхожего и фонетически и грамматически. В противовес современному стандарту скороговорения (статистики свидетельствует, что среднестатистическая француженка произносит около 150 слов в минуту) аристократ говорит тихо и медленно, делая все указанные академической грамматикой связки между словами. Он употребляет литературные обороты и использует изысканные идиомы и грамматические конструкции. Но при этом аристократы не гнушаются использовать неформальную лексику, подчеркивая тем самым свою свободу от условностей.        

 

Обычно в речи аристократов проявляется и их особое отношение к предкам. Фразы типа "Лафайет, который, кстати, был моим предком... правда, отец не велел им гордиться, ведь он был одним из участников революции 1789 года" можно услышать довольно часто.        

 

Аристократ обязан правильно вести беседу. Начинать беседу с изложения дела — признак дурного тона. Сперва непременно следует обсудить светские темы и только затем, как бы невзначай, можно коснуться главного.        

 

Доброжелательность и скромность отличают настоящего аристократа, всегда старающегося сделать предметом разговора собеседника, а не себя самого. Аристократам не пристало оправдываться ни при каких обстоятельствах — требования чести скорее приведут его к тому, чтобы взять на себя чужую вину, нежели переложить ее с себя, пускай даже заслуженно, на другого.        

 

Некоторые темы в аристократических беседах не обсуждаются. Гомосексуализм, наркомания, жестокость, деньги, интимная жизнь — непременный набор "желтой" прессы — строго табуированы. Правило "разговор должен быть приятным" соблюдается неукоснительно. Без необходимости аристократ никогда не поделится известием о чей-либо смерти — чтобы не огорчить собеседника.

 

Аристократ употребляет в своей речи литературные обороты и изысканные идиомы, но при этом не гнушается использовать неформальную лексику. Аристократ обязан уметь играть в трик-трак, танцевать, играть на фортепьяно, знать латынь, греческий и Расина, различать птиц и растения.

 

 

Аристократы играют и поют, весело живут

 

Аристократа легко узнать по развлечениям. Рыбалка и охота по-прежнему стоят на первом месте. При этом характерной аристократической чертой является приверженность к чаю. Чайный столик — непременный атрибут аристократических домов, а чаепитие во время охоты выдает аристократа с давней историей.        

 

Аристократ обязан уметь играть в трик-трак, танцевать, играть на фортепьяно, знать латынь и греческий, различать породы птиц и разновидности растений, знать наизусть Расина, иметь дома потомственную библиотеку. Классическая библиотека аристократа — это английские книги по сельскому хозяйству, история рыцарства, труды отцов церкви, обязательно двухтомная история французской аристократию Бонвилье, впервые изданная два с половиной века назад. Плюс к этому семейный фотоархив и портретная галерея.       

 

Картины в галерее развешиваются строго по одной линии; другой способ развешивания является признаком дурного вкуса. Аристократам свойственно высокомерие. "Снобизм глуп, но необходим",— любят повторять аристократы.        

 

Аристократ обязан во время обеда правильно выбирать столовые приборы и красиво есть. О том, что надо есть медленно и отрезать небольшой кусочек, котлету есть без ножа, а дичь руками, известно всем. Более сложны правила рассаживания гостей во время званого обеда. Это делается в соответствии с их возрастом и родом деятельности. Последовательность установлена следующая: военные, ученые, художники, писатели, чиновники. Если среди приглашенных есть духовное лицо, его сажают на самое почетное место.        

 

Хозяин стола садится либо в центре (на французский манер), либо во главе стола (на английский). Можно использовать для обеда несколько небольших столов, посадив на почетные места тех, кому хозяин хочет оказать особое внимание. Если за столом поровну мужчин и женщин, а общее число гостей делится на четыре, столом "управляют" два мужчины и две женщины. Если число гостей четно, это один мужчина и одна женщина. Дипломаты и министры в эпоху демократии с удовольствием обращаются к представителям потомственной аристократии за консультациями по столь непростым вопросам.

 

 

Человек аристократу волк

 

Во Франции за строгим соблюдением аристократического кодекса следят не только семьи аристократов, но и специальные клубы. Самый крупный и престижный из них находится в Париже и называется Jockey Club. Он основан в 1834 году одним из крупных заводчиков породистых лошадей. Представители аристократии чувствуют себя там как дома. Их встречает лакей в белой ливрее, торжественно оповещающий сидящих в общем зале: "Прибыл граф N".        

 

Здесь царит единство привычек, взглядов, воспоминаний. Павшие на поле брани числятся в тех же списках, что и ныне здравствующие. Этажом выше расположены комнаты, куда могут переселиться те, кто заболел и срочно нуждается в помощи. Женщин в этот клуб не допускают.        

 

В клубе неизменно отмечаются основные праздники аристократии: 21 января — день казни Людовика ХVI и Святой Губерт — праздник охоты в ноябре.        

 

В Jockey Club в свое время бойкотировали Валери Жискар д`Эстена, получившего заветную частичку "де" в 1923 году в результате не совсем прозрачной процедуры. Манипуляций с фамилиями аристократы не прощают, ревностно защищая то единственное, что у них осталось. Причем для этого даже создана специальная организация — Ассоциация французской аристократии, которая арендует для своих нужд обычную четырехкомнатную квартиру.        

 

Главная задача ассоциации — борьба с самозванцами. Специальная комиссия, в которую входят девять человек (историки и специалисты по генеалогии), собирается раз в неделю и рассматривает иски и документы. Некоторые изыскания могут длиться десятилетиями. Отсев самозванцев — наиважнейшее для аристократов дело. Ведь именно эта процедура обеспечивает неприкосновенность основных аристократических ценностей, выражающихся в вещах сугубо нематериальных — кодексе поведения и идеалах. Потеря материальных благ не помешала аристократам остаться элитой, которой столь многие пытаются подражать.        

 

Впрочем, забота аристократов о чистоте своих рядов все же кажется чрезмерной — ведь отличить настоящего аристократа от фальшивого можно без всякой экспертизы.  

 

 

Мария Голованивская.

 

Михаил Соколов кандидат социологических наук, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге, научный руководитель Центра институционального анализа науки и образования